Игра го как бытие в пространстве времени
Само слово "го" вызывает у русскоговорящего человека много различных ассоциаций.
Перво-наперво приходит знаменитый боевой клич Сивки Бурки Вещей Коурки: "Иго-го!"
Не случайно ведь считается (и эта метафора прослеживается в различных культурах мира), что в сказках конь символизирует ум. Иметь быстрого коня считается большим благом. Иметь же такого коня, одно зычное ржание которого, этот стремительный возглас "Иго-го!" заставляет все расстояния просто исчезать и вмиг доносит своего седока до пункта назначения, иметь такого коня очень бы желательно. Это и ежу понятно.
Много с этим словом и временных ассоциаций. Го-д, еже-го-дно. Го-дина. Раз в го-д. Или ещё у нас часто пишут так: 7-го января, или 9-го ноль-шесто-го, или 13-го ноль-седьмо-го. То есть, другими словами, го-ворящие и думающие по-русски неминуемо связывают понятие "го" со временем, в этом слоге кроется некое подсознательное понятие о циклах и этапах. Если принять во внимание также и первую ассоциацию, то уже получается нечто вроде "быстро-го ума, легко перемещающее-го-ся в циклах времени".
Соответствует ли такие аспекты понимания сути игры Го в странах Восточной Азии - Японии, Корее, Китае, Тайване, Малайзии - или они там к элементам собственной культуры относятся иначе, это теперь не самое важное. Всё, что приходит на русскую землю, всё, что засевается от хороших семян в нашей благодатной культурной почве, даёт плоды совершенно неожиданные, имеющие порой мало общего с теми, от коих были взяты семена. Кто только к нам сюда ни вторгался; но Русь Матушка всегда всё покорно в себя вбирала и всему находила должное применение, во многом благодаря чему и сложилось на нашей планете такое уникальное вселенское явление, как Россия, Русь. Тут и монголы у нас, и немцы, и татары, и евреи, и Кавказ, и Алтай, и все шаманы Севера, и Бог знает кого тут только нет! И все живут, всем есть должное место и время, и все заняты делом.
Впрочем, делом заняты не все. Очень много времени тратится в пустую, и в личном, и в государственном смысле. И многие своё время совершенно не могут толком организовать. Вот здесь-то нам и поможет Го. При помощи несложных принципов этой игры мы можем научиться эффективно управлять собственным пространством и временем. Образом этого континуума, нашего материального плана жизни, служит го-бан (то есть "доска для игры в го"). На поле, расчерченном клеточками, существует 361 пересечение. Это, по сути, один го-д. Правда, все мы знаем, что в земном году дней 365. Даже с какой-то там четвертью. Но с этим вопросом мы разберёмся позже. Пока условимся думать о партии в Го как о взаимодействии двух сторон в пространстве года (го-да1 - как цикла времени, состоящее-го из дней; не обязательно привычного нам земно-го года).
Итак, мы имеем пространство - го-бан. Но пока ещё не ясно, кто в нём играет, а также, какова, собственно, суть игры. Изложенное выше соображение о том, что партия в го происходит в пространстве го-да, снова приводит нас к временной составляющей. Мы видим тогда, что смысл игры состоит в том, чтобы установить контроль над всем полем доски, то есть всем пространством го-да, по крайней мере, над большею его частью. Каждое пересечение доски - это день, как минимальная составляющая го-да, и этот день может принять в себя не более одного камня того или иного цвета, то есть в каждый момент времени здесь может происходить не более одного конкретного события. Поскольку камни ставятся на доску игроками, мы можем говорить и о том, что игроки, по сути, распоряжаются днями, то есть временем. У каждого имеется свой набор камней одного из цветов. В данном контексте камни можно интерпретировать как события во времени. Такой подход позволяет, в частности, избавиться от подсознательного негатива, ассоциируемого с чёрным цветом. В данном случае о цвете камней можно сказать, что это - лишь условность, символизирующая вечные перемены, круговорот энергий, вечное движение2.

Восемь знаков Гуа
|
Вот мы уже немного и разобрались. Теперь мы видим игру го как взаимодействие двух первооснов в пространстве, соответствующем одному временному циклу. Доска имеет четыре угла - это четыре времени го-да, четыре сезона3. Стороны между углами соответствуют четырём межсезоньям. Все восемь вместе представляют собой, конечно же, восемь знаков гуа, восемь базовых триграмм4.
Таким образом, сфера влияния, то есть партия го-да, или пространство игры, делится на девять частей. Почему девять? Потому что разделить наш квадрат с его "стритами" и "авеню" по диагонали нельзя. Но это вовсе не потому, что невозможно выстроить тут свой "Бродвей" в процессе игры. Всё дело в том, что на поле существует центр. И этот центр - это есть самая главная точка отсчёта.
Мы постепенно пришли к тому, что видим го-д, видим в нём четыре сезона, видим восемь трёхуровневых комбинаций, и теперь - девять квадратов. У даосов такая схема носит название "Ло Шу", и изображается в виде квадрата три на три, со вписанными в клетки квадрата цифрами. Это - чудесная схема. Столько всего интересного можно извлечь из неё! Мы же пока остановимся на изучении девяти цифр - мы должны понять на основании чего ведётся в этой игре счёт. Здесь же необходимо отметить, что на доске имеются девять жирных точек, расположенных симметрично. Это те самые точки, на которых, как на каркасе, выстраивается тело игры.

Пятёрка, как мы видим, находится в середине. Это - энергия почвы. В данной схеме почва всегда находится в середине и является началом всех процессов, так или иначе порождая другие четыре элемента. Эти элементы - вода, которой соответствует северный полюс, цифры 1 и 6, метал - запад, 2 и 7, огонь - юг, 4 и 9, и дерево, 3 и 8, восток5.
|
Всё это говорится лишь затем, чтобы лучше разобраться в том, что в данной игре подразумевается как время. А время здесь - это пустота. Вот та самая пустота, которая царит на поле перед началом игры - это и есть пространство времени. Оно, несомненно, уже организовано. Тут имеются девять опорных точек, девять ключевых позиций. И девятка эта говорит о том, что ровно пополам поделить поле не удастся. Как минимум один пункт кому-то придётся уступить6.
Итак, две силы готовы вступить в игру. Первым на доску ставится чёрный камень. Начинается жизнь. Затем ставится на доску белый камень. Таким образом, запускается пульсация. Мы видим, что в пространстве времени игры уже началось действо. Третий ход7. Игра постепенно разворачивается в энергетический поток, который увлекает нас вперёд. Четвёртый ход. Вот уже видна некоторая форма. Заложена основа игры. Пятый - выстраивается первый импульс на переустройство пространства. Шестой - и снова близится равновесие…
Что же по сути произошло? Произошло то, что всегда с нами и происходит. Две первоосновы бытия встретились вместе, и теперь, пока цикл творения не будет полностью прожит, они не смогут закончить своё общение. Однако, на более абстрактном уровне, можно говорить о том, что в процессе игры появляется возможность рассматривать её саму как некое отражение какой-то конкретной ситуации8. Такой ракурс раскрывает красочные перспективы, но требует, прежде всего, упорных тренировок.
Далее игра состоит в том, чтобы оккупировать пустоту. Сама по себе пустота - это ведь ничто, поле потенции, почва, которая бесплодна без семени. Желание играть, само намерение двух первооснов вступить во взаимодействие, и порождает такое семя, которое, прорастая, постепенно организует территорию. Но поскольку в этом семени участвуют два начала, игра развивается в форме борьбы этих начал9. Надо отметить, что го-бан, как потенциальное поле возможности, именно потому и притягивает к себе два этих первоначала, что позволяет им обрести необходимую для их творчества среду, то есть - пустоту. Из пустоты приходит всякое дыхание. Жить, значит дышать, а в го это значит иметь собственный гарантированный доступ к пустоте.
Жизнеспособность группировок в Го определяется очень просто: если у одного игрока есть возможность лишить другого всех пунктов пустоты, то таким образом группировка теряет возможность дышать и погибает10. Но при этом - что важно! - образуется пустота. Дыша пустотой партия игры разворачивается далее.
Дыхание пустоты во времени постепенно наполняется камнями разного цвета, то есть конкретными элементами жизни. Каждый камень - это как минимум вдох или выдох. Но это может также быть ситуация, телефонный разговор, встреча, командировка. Живя, мы действуем, мы совершаем определённые телодвижения, и игра го - это зеркало, в котором отражается ритм нашего собственного дыхания.
Правила игры очень просты. Камни ставятся в пересечения, потому что именно такова структура пустоты. Камни ставятся по очереди. Ибо невозможно сделать выдох, не сделав прежде вдоха, и наоборот. Поставленный камень двигать уже нельзя - что сделано, что сделано. Жизнь камня определяется его связью с пустотой. Если у камня есть такая связь, быть может даже опосредованно, через другие камни, то он жив и может стоять на доске. Если же дышать камню возможности нет, то он выбывает в "мир мёртвых", за пределы игры. Игра идёт до тех пор, пока все поле пустоты не будет поделено, то есть пока окончательно не будет определено дыхание всей партии. Если ни один из игроков больше не может добавить ни одного камня, значит игра подошла к концу и можно узнать, каково взаимоотношение сил неба и земли в пространстве времени игры.
Когда игра играется ради победы, в так называемом "спортивном Го", победителем считается то, кто имеет больше занятых перекрёстков. Хотя если глубже взглянуть на финальную ситуацию, можно задуматься о том, действительно ли организованная пустота может сама по себе иметь какое либо значение. Допустим, одному в силу некоторых причин пустоты досталось больше. О чём же это может свидетельствовать? Не о том ли, например, что в данной ситуации взаимодействие сил имеет вот такое конкретное выражение. Плохо это или хорошо - настолько же неразрешимая загадка, как и то, что лучше - чёрное или белое. Потому что если мы вспомним, ради чего мы принялись за игру, а именно о возможности привнести дыхание в пространство времени, мы сможем тогда совсем иначе взглянуть и на исход игры.
Итак, попытаемся ещё раз обобщить наш первый взгляд на игру Го. Мы имеем пространство времени, в котором взаимодействуют два первоначала. Каждое из первоначал живёт в игре до тех пор, пока у него есть возможность дышать, то есть доступ к пустоте. Сама игра длится до тех пор, пока вся пустота не будет поделена между первоначалами. Как только такая ситуация наступает, игра прекращается и немедленно становится достоянием истории как свершившийся факт. Всё пространство времени игры - это мир, в котором попеременно осуществляется вдох и выдох. В конечном итоге мы получаем карту цикла времени, в котором взаимное положение сил имеет конкретное выражение.
И вот игра эта пришла к нам. Сегодня мы все, наконец, видим, насколько безграничны в своей потенции принципы этой игры. Мы чувствуем, что если научиться использовать эти принципы в жизни, мы можем овладеть таким стратегическим подходом, который сделает наше личное жизненное пространство более или менее осознанным. Мы понимаем, что эти принципы позволяют нам совсем иначе взглянуть на окружающий нас мир и разглядеть в нём чётко организованную структуру, опираясь на которую мы можем выстроить свои взаимоотношения с внешним миром совсем иначе, не лучше и не хуже, но интереснее и перспективнее.
Принимая сторону одного из первоначал, мы разделяем всё изначальное пространство пустоты на внутреннее, то есть относящееся непосредственно к личному "я", и внешнее, то есть, то, которое мы называем "миром". Играя в го, мы понимаем, что наша жизнь, как бытие личного я, возможна лишь в процессе игры, и при этом только в том случае, пока у нас имеется возможность дышать пустотой. Всякая структура нашей личности, которую мы выстраиваем на го-бане, соответствует структуре нашего внешнего мира как перчатка - руке. С другой же стороны, в игре внешний мир наш персонифицирован. То есть имеется некое "другое я", внешнее по отношению к нам. Таким образом мы имеем с миром обратную связь. Каждое наше действие вызывает следующее, и так происходит до тех пор, пока взаимоотношение между нами и миром не будет окончательно определено. И всякий такой исход символизирует собою некий пласт нашей жизни, расстановку сил в данный момент дыхания бесконечности.
Хочется отметить, что взаимоотношения "я" и "мира" - очень интересный вопрос с позиции вечности, с позиции пустоты. И спортивный азарт - не единственное возможное отношение к жизни. Желание обладать и преобладать не всегда приносит желаемый резултат, тогда как стремление к обеспечению собственной жизнеспособности, то есть - дыхания, и выстраивание на этой основе структуры собственной личности оказывается порой значительно эффективнее как жизненная стратегия. При всём при том, игра в го также невозможна без наличия двух игроков, как внутренний мир невозможен без внешнего, и наоборот.
Этому и многому другому учит нас замечательная игра Го.
1 Го-да - кстати можно в обратном смысле ассоциировать с китайским словом "Дао". То есть получится нечто вроде "го-дао", то есть путь Го, учение, которое наверняка существует в Китае или Японии, и так и называется.
2 Тут снова можно вернуться в Китай и вспомнить о знаменитом символе "инь-ян". Конечно же, это те же самые день и ночь, или ещё иногда трактуют это как мужское и женское, как Небо и Землю, как вдох и выдох, как действующее и воспринимающее, и т.д.
3 Они также соответствуют четырём стихиям традиционного подхода, то есть земле, воде, воздуху и огню. В этом смысле, несомненно, имеются различия с восточным метафизическом подходом, где рассматривается пентаграмма, то есть пять стихий в круговороте и взаимодействии. Об этом будет сказано ниже. Тут важно заметить, только, что сезонов то всё равно четыре, как ни крути.
4 О триграммах следует, конечно же, сделать более полное пояснение. В контексте игры мы можем использовать её базовые элементы для объяснения некоторых понятий. С этих позиций триграммы можно представить себе как группы из трёх камней того или иного цвета. Очевидно, что возможно составить ровно восемь подобных комбинаций.
5 Это конечно же тот самый квадрат пяти стихий, который используется, например, в искусстве Фен-Шуй (что буквально переводится как "ветер"-"вода". Этот же квадрат используется ещё также и в ряде других прикладных систем знания.
6 Тут сразу хочется вспомнить наши любимые "крестики-нолики". Ведь там тоже разговор идёт о завладении девятью основными позициями. Тот, кто начинает, в принципе должен иметь преимущество…
7 Теперь на доске два чёрных и один белый камень. Это в принципе соответствует триграмме "Кань, Вода", но может также быть "Гэнь, Гора" и "Чжень, Импульс".
8 К примеру, меня интересует, как будут развиваться взаимоотношения евро и доллара на бирже "Форекс". Я проигрываю эту ситуацию на го-бане и вижу, что кое-кого можно хитрым образом потеснить… Несомненно, для подобного подхода к игре Го, нужно иметь к ней глубокое доверие. Но согласитесь, это не то же самое, что ходить к гадалке. Тут вы имеете возможность управлять ситуацией, тогда как гадание даёт вам в лучшем случае объяснение вашей ситуации.
9 Хотя на более абстрактном уровне, о котором мы говорили выше, соревновательность тут совершенно отсутствует.
10 Надо отметить, что подобные термины ("убивать", "умирать", "нападать", "защищаться" не очень то соответствуют сути игры Го. Когда камни одного цвета окружают камни другого цвета и выводят их с игрового поля, можно говорить скорее о том, что одно из первоначал в данном участке пространства времени перестаёт дышать.
|